МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В СВЕТЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что мы стоим на пороге глубочайших преобразований. Следует отметить, что современные сложности в образовании, когда дети просто не очень хотят учиться, связаны во много с тем, что у нас недостаточно развита методология прогнозирования изменений, к которым должна быть восприимчива система образования. Нужно отметить, что нашим новым «цифровым» детям классно-урочная система образования, созданная Я.А.Каменским, уже не подходит. Им не интересно обучаться совместно с другими из урока в урок. Поэтому данная система образования уже уходит в историю. Образованию предстоит создать новую школу, где каждому школьнику будет полезно и интересно обучаться.
Проектирование универсальных мыслительных действий – залог развития «нашей новой школы» как мобильной школы в мобильном мире. Универсальные мыслительные действия и мотивация к творчеству, в том числе мотивация к инновациям, – важнейшие средства для навигации в изменяющемся обществе, в изменяющейся школе.
Перед современным образованием стоит задача проектирования вариативного образования, в котором личность воспринимает перемены как норму. Современное образование должно позволить будущим поколениям видеть, предвидеть и успешно действовать в мире технологических, информационных и социальных ускорений. Нужно отметить, что наша школа в свете этих необходимых продиктованных временем преобразований, приобрела в этом учебном году 689 электронных учебников и успешно пытается внедрить обучение в новом формате, о важности и необходимости которой говорится в этой статье. Информатизация школы – это необратимый процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к работе в условиях информационного общества.
Кроме того, создание виртуальной школьной библиотеки школы с набором художественной литературы, прописанной и рекомендованной поклассово, тоже является показателем того, что мы являемся приверженцами передовой современной школы с современной, отвечающей духу времени школьной библиотекой и должны сегодня видеть завтрашнюю школу с учётом трендов технологического развития, ожидаемых новейших изменений в сфере образования, а также современных представлений об изменении содержания, методов и организационных форм образовательного процесса. «Для достижения нового качества образования будет осуществляться… информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2020 г.)
Суть современного этапа информатизации школы – индивидуализация учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологий, которые позволят на практике применить новые педагогические технологии, что ранее не представлялось возможным из-за трудоёмкости их осуществления средствами «бумажной» информационной технологии. Это видение должно быть вариативно, это должен быть пакет сценариев развития событий, последовательность или сочетание которых могут выбрать для себя педагоги, а поможет им, я надеюсь, в этом именно школьная библиотека с ее аудио и видео-книгами, электронной художественной литературой и т.д., т.к. формирование и распространение новых моделей работы школы. Ни в коем случае, я не принижаю значимость традиционного учебника, возникший как основообразующий элемент педагогической системы, породивший современную массовую школу, хотя есть много мнений по этому поводу, даже считается, что бумажная книга обречена на трансформацию и постепенное исчезновение вместе с традиционным устройством классной системы, работу в которой он поддерживал. Я - противник этого! Книги на бумажном носителе должны быть! Но школе и школьным библиотекам предстоит радикально обновиться, перейти к открытой учебным преобразованиям, на деле обеспечить индивидуализацию работы школьников умело варьируя обучение и с бумажным и электронным контентом.
Сегодня мы должны говорить о том, что нашей школьной библиотеке необходимо помочь выработать представление о возможном устройстве новой школьной библиотеки, которое поможет в решении задач подготовки молодёжи к жизни в информационном веке через развитие и распространение новых информационных технологий и новых образовательных практик, ориентированных на индивидуализацию обучения.
Современные школы имеют между собой много общего, что позволяет вырабатывать типовые решения индивидуального процесса обучения и развития школы и успешно использовать их в рамках федеральных, региональных и муниципальных проектов по результативному внедрению новых педагогических практик, эффективность которых уже проверена. В прежней школе единая учебная программа и обязательные к использованию учебно-методические материалы поступали в школы централизовано. В новой школе набор лучших учебно-методических материалов формируют сами педагоги, которые выполняют эту работу в составе методических объединений. Эти материалы имеют достаточную вариативность и позволяют учесть индивидуальные особенности различных групп школьников, обеспечить опережающее продвижение школьников с высоким темпом учебной работы и работу тех, кому необходим более спокойный темп.
Задача школьной библиотеки – собрать такой материал, который будет доступен всем участникам сетевого сообщества школьных библиотекарей. Сетевые объединения школьных библиотекарей позволят обеспечить школьников и педагогов необходимым информационным материалом, что позволит педагогам различных школ обсуждать возникающие проблемы и искать их решения. Такая информационная среда нескольких образовательных учреждений интегрируется в общую информационную образовательную среду через сетевое взаимодействие школьных библиотекарей. Такая же группа или сообщество библиотекарей существует и успешно работает в Октябрьском районе г.Уфы. Через сетевое взаимодействие школьных библиотекарей мы заказываем учебники в соседней школе, если в своей школе такого учебника в данный момент не оказалось. Проводятся совместные конференции, выставки, заседания и т.д.
В заключение хочется отметить, что процесс модернизации школьных библиотек является очень важным, актуальным и во многом зависит от политики государства в данном направлении, а на местах – от концепции развития образовательного учреждения и отношения администрации к работе инициативного школьного библиотекаря.
Педагог-библиотекарь Харрасова Ф.З.

lermontovЯ памятью живу с увядшими мечтами,
Виденья прежних лет толпятся предо мной…


Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

karimНе русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен;
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен….


Мустая Карим (1919–2005) 

setevichok

 

DETIONLINE

liga

 

detinternet

goocb

 

intcontrol